Posted 6 апреля 2018,, 11:53

Published 6 апреля 2018,, 11:53

Modified 17 сентября 2022,, 15:01

Updated 17 сентября 2022,, 15:01

Грабители с "большой четверки": способы наживы сотовых операторов

6 апреля 2018, 11:53
В России насчитывается четыре крупных сотовых оператора, которые в погоне за прибылью оказываются не всегда честны со своими клиентами, за что периодически попадают в поле зрения антимонопольной службы.

На сегодняшний день известно несколько основных уловок, которыми пользуются сотовые операторы, однако по факту их намного больше.

Как обманывают своих абонентов операторы, и почему их сложно на этом поймать и наказать, разбирались корреспонденты RostovGazeta.

Подписки

Чаще всего в Интернете можно встретить жалобы людей на нежелательные подписки. Жалобы по этому пункту можно найти на всех операторов.

"Периодически мне на мобильном номере подключаются платные услуги, без какого-либо оповещения, на которые я не давала согласия, в личном кабинете я их отключаю, через время снова что-то подключают", - пишет абонент, который пользуется услугами мобильного оператора "Билайн".

Такой же проблемой делится абонент Tele2. "Подключают сами услуги, берут за них деньги. После жалобы и отключения всех приложений вручную в личном кабинете, на следующий день снова подключают дополнительные приложения и снимают за это деньги", - рассказывает житель города.

Сами операторы знают об этой проблеме и даже ввели функцию запрета подписки на короткие платные номера, но рассказывают о возможности ее включить только после жалобы уже пострадавшего абонента. Если одни из них включают эту функцию навсегда, то, например, "Мегафон" ввел временный запрет и раз в несколько месяцев просит абонентов обновить отдельно запреты на эротические, музыкальные и другие подписки. Ведь за это время абонент мог пересмотреть свои взгляды на "полезные" подписки.

Источник RostovGazeta в телекоммуникационной отрасли поясняет, что если даже операторы не в сговоре с мошенниками, то все равно получают дополнительный доход и не всегда активно борются с ними.

"Когда человек со своего телефона заходит в Интернет, листает любую информацию, то у него на странице появляется реклама, когда он ее закрывает, то она перебрасывает человека на другой сайт, и после этого автоматически подключаются подписки на телефон. Данную схему операторы должны контролировать, но они делают ее общедоступной всем", - отмечает источник.

На запрос корреспондента RostovGazetа в компании Tele2 ответили, что жалобы, касающиеся нежелательных подписок, встречаются крайне редко и составляют менее 1% от всех обращений абонентов в разные каналы службы поддержки компании.

"Ни одна услуга не подключается абонентам Tele2 без их ведома, а также абоненты компании в любой момент могут проверить состояние своего счета и отключить услуги в личном кабинете", - сказано в ответе на запрос.

Представители "Билайна" также заявили, что подключение контентных услуг встречается крайне редко. "Клиент дважды информируется о стоимости подписки и условиях ее предоставления и всем, кто подключает подписки, поступает SMS, в которой сообщается, что подключено, указан контент-партнер, сколько стоит сервис и как его отключить", - сообщает представитель компании.

Спикер отмечает, что благодаря такому комплексу предпринимаемых мер отмечается снижение количества обращений по вопросам подключений контентных услуг.

Другие жалобы

Часто операторы "забывают" предупредить своих клиентов о том, что тарифы на которые они подключились когда-то, потеряли свою актуальность и больше не являются выгодными. Человек узнает об этом, только когда пробует изменить что-то в тарифе и не может вернуться на него.

По словам абонентов компании МТС, сотовый оператор часто подключает услугу "Гудок бесплатно" на срок 14 дней, и за это время, если человек не отключает его, то начинают списывать деньги.

"Они просто рассчитывают на невнимательность, а также подключают эту услугу без ведома, что уже незаконно", - пишет один из жителей в соцсетях.

Также абоненты МТС жалуются на звонки, которые поступают с неизвестных номеров, после которых происходит списание денежных средств.

"Звонит неизвестный номер, поднимаю трубку, срабатывает автоответчик, так, недавно предлагали услуги адвоката, сразу же сбрасываю, но после этого обнаруживаю, что у меня списали денежные средства. Почему оператор пропускает такие звонки?", - пишет абонент МТС.

Несколько жителей Ростова пожаловались на сотового оператора "Мегафон", который, по их словам, обманывает со скоростью в Интернете.

"Плачу за безлимитный Интернет регулярно, а скорости нет вообще. Так, заявленная скорость 3,8 мб/с, а на самом деле 1,2 кб/с, и та вылетает через несколько секунд", - пишет один из комментаторов.

Один из пользователей пошутил, что "Мегафон" "просто не знает, что такое Интернет".

Операторы МТС и "Мегафон" не ответили на запрос RostovGazeta и не прокомментировали жалобы, которые поступают на них.

Домашние ТВ и Интернет

Часть сотовых операторов распространила свой бизнес и на домашний Интернет, где также возникают вопросы к честности бизнесменов.

Мошеннические схемы, действительно, существуют давно и хорошо практикуются, сообщил RostovGazeta осведомленный источник из одной крупной телекоммуникационной компании.

"Когда отдел продаж продает ТВ-карты, они часто говорят о том, что сим-карты достаются абсолютно бесплатно, но на самом деле, когда приезжают инсталляторы устанавливать оборудование, то клиенту необходимо оплатить эту карту, а стоимость ее может варьироваться от 300 до 700 рублей", - говорит спикер.

Источник также отмечает, что похожая схема действует и при оформлении домашнего Интернета. "Если человек покупает сим-карту, то ему сообщают о том, что он получает скидку на свои услуги домашнего Интернета, но по факту, это действует только на базовые тарифы. Таким образом, если клиент приобретает симку, допустим у него тариф какой-нибудь акционный, то он получает скидку только на первый месяц, дальше он будет платить полную стоимость, но об этом, безусловно, также никто не говорит", - уточняет спикер.

По данным источника, также очень часто практикуется дезинформация клиента.

"Начинают обзванивать клиентов, которые когда-либо подавали заявку, и говорят о том, что цель звонка предупредить о том, что появился новый тариф на выгодных условиях, хотя по факту ничего не менялось. Если человек когда-то давно пользовался услугами этой компании, но ему не понравилось, и он отключился, то через время ему звонят и говорят о том, что обновили тариф, клиент подключается заново, но никто на самом деле ничего не обновлял", - говорит источник.

Спам от сотовых операторов

В социальных сетях также жалуются на незаконные рассылки, которые поступают от сотовых операторов.

Согласно данным регионального УФАС, за 2017 год к ним поступило 92 заявления по незаконным рассылкам, из которых на их основании было возбуждено 72 дела. "Производство по этим делам велось, то есть было достаточно оснований, чтобы начать рассматривать дело, но по результатам большинства, заявитель так никакого результата достигнуть не смог", - рассказала представитель УФАС по Ростовской области.

Также спикер сообщила, что чаще всего люди остаются ни с чем по той простой причине, что когда-то давно сами давали свое согласие на обработку, например, оформляя дисконтную карту в магазине, или заполняя анкету на улице.

"Люди часто приходят и говорят, что не давали согласие на спам и им приходят рассылки, но потом, когда мы начинаем у операторов запрашивать информацию, то выясняется, что была анкета и там абоненты сами поставили согласие", - уточняет спикер.

"