Posted 7 декабря 2019,, 07:02

Published 7 декабря 2019,, 07:02

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Недовольство и старые парты: что не так со школами в Ростовской области

7 декабря 2019, 07:02
Больше 40% жителей Ростовской области недовольны состоянием общего образования, показали результаты последнего опроса. Это связывают с дефицитом мест в образовательных учреждениях и переполненностью классов.

Корреспондент RostovGazeta попытался разобраться, почему в Ростовской области сложности с устройством детей в школу и что еще не так с общим образованием в регионе.

В конце ноября прошло совещание, на котором полномочный представитель президента РФ в ЮФО Владимир Устинов сообщил результаты опроса жителей округа. По его словам, 41% респондентов в Ростовской области оказались недовольны состоянием общего образования, это же цифра по округу составляет 34%. Среди причин он назвал переполненность классов и недостаток мест.

«В целом по округу в две смены обучается порядка 15% учеников от общего числа школьников», — следует из данных Устинова.

Ремонт и строительство школ

По словам социального педагога ростовской школы № 83 Елены Полежаевой, часто школы переполнены в спальных районах, где уже возвели многоэтажки, но пока не построили здания под образовательные учреждения. «Квартиры покупают молодые люди, у которых есть дети, многодетные семьи. Куда им водить детей? Они ходят в близлежащие школы», — пояснила педагог.

Полежаева рассказала, что в школе в Суворовском открыли больше десяти первых классов в этом году, на Вертолетном поле построили микрорайон, но новой школы пока нет. «Это объективные причины, которые не зависят от директора. При строительстве микрорайона важно проектировать и строить инфраструктуру, в том числе школы», — следует из ее слов.

Она отметила, что состояние кабинетов зависит от финансирования, которое пока не позволяет сделать ремонт сразу во всех школах. По словам педагога, деньги с родителей никто не собирает, потому что это запрещено. «Мебель тоже не поставляют сразу на всю школу, это один-два набора в год. Она устаревает, никуда от этого не денешься», — рассказала Полежаева.

Учительница рассказала, что часто ученики уничтожают мебель. «В этом году мы сделали туалеты, поставили кабинки. Дети их разрисовывают и просто бьют. И парты разрисовывают независимо от того, какие они: крашеные, полированные, лаковые. Это воспитание родителями, отношение детей к тем вещам, с которыми они соприкасаются», — считает педагог.

Депутат Законодательного собрания Ростовской области, руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Косинов полагает, что к общему образованию в регионе есть ряд технических вопросов. «Президент требует убрать вторую смену. Нам, например, до 2023 года предстоит построить 19 новых школ. Но есть проблема с тем, где их строить, потому что все всю землю в Ростове распродали, участки под коммерсантами, под ларьками и рынками», — рассказал Косинов. Он привел пример участок в районе Темерник, где предлагают построить школу на месте футбольного поля.

«У нас есть школы, построенные в начале прошлого века, которые стоят без капремонта. Стоит отменить федеральный закон о контрактной системе закупок и выделять в регионы средства, чтобы реально строить и ремонтировать школы», — рассказал депутат. Косинов полагает, что стоит поднять бюджетные ассигнования по этому направлению как минимум на 50%. «А они на уровне федерации наоборот уменьшаются в этом году, это неправильно», — сообщил собеседник.

ЕГЭ и низкая зарплата учителей

Косинов считает, что систему образования стоит менять на уровне страны. «Система ЕГЭ направлена на долбеж в головах молодых людей, автоматическое заучивание. Школа не учит думать. Раньше кроме образовательной функции была еще и воспитательная: людей готовили к дальнейшей жизни, было понятие патриотизма, прививание любви к классической отечественной литературе, истории. Не то, что сейчас — для галочки, для отчета», — рассказал депутат.

Кроме этого, он остановился на оплате труда учителей. «Зарплату подняли за последние пять лет, но она все равно катастрофически маленькая, особенно в селах, особенно для молодых людей, которые только закончили педагогический институт», — сообщил депутат. Он полагает, что учитель должен как минимум зарабатывать 100 тысяч рублей в месяц, пользоваться всеми льготами госслужащих. «Это должна быть профессия, в которую стремятся, в которую берут не всякого. А когда мы принимаем в педагогические вузы девочек и мальчиков по остаточному принципу, которые не смогли пройти на юридический факультет или еще куда-то, то получаем в итоге то, что получаем», — рассказал Косинов. По мнению депутата, кандидат на должность учителя должен пройти собеседования, чтобы продемонстрировать свою психологическую готовность к этой работе.

Он также считает, что управлять образовательным процессом должны люди, которые разбираются в этом. «А я так думаю, что в Министерстве образования РФ с трудом понимают, что из себя представляет сегодня образование в далекой сельской местности в Ростовской области. Есть стандарты, отчетности вечные, куча бумаг, которые учитель должен заполнить. Это творческая профессия, учителю нужно развиваться, чтобы преподавать нормальные вещи ученикам, а им некогда это делать. Поэтому люди и бросают школу, идут в коммерцию», — полагает депутат.

Интернет всему голова

Депутат Законодательного собрания Ростовской области, руководитель фракции ЛДПР Евгений Федяев заявил, что система образования в России находится в глубочайшем кризисе. «И причиной тому являются, по моему мнению, несколько моментов. В первую очередь, это тотальное отставание самой методики преподавания от современных реалий», — сообщил депутат.

Он отметил, что нынешние школьники, чье детство пришлось на волну развития Интернета, имеют гораздо больший доступ к информации, чем предыдущие поколения. «Если ранее, школа была 'храмом знаний', то сегодня, абсолютно любую информацию можно получить, Правильно, не вставая со стула, и в гораздо более доступном виде, просто воспользовавшись мобильным телефоном», — пояснил собеседник. Таким образом, по его мнению, роль учителя в данной системе меняется. «Она сводится к тому, чтобы привить интерес ребенка к своему предмету и научить анализировать полученную информацию, а не заставить его вызубрить фразы из конспекта, которые тот забудет моментально после сдачи зачета. Если ученику будет интересно, он найдет и прочитает по этому предмету больше, чем написано в сотне учебников, причем не вставая со стула, просто выйдя в Интернет», — полагает Федяев.

По его мнению, из этого вытекают следующие причины стагнации системы: низкая технологическая оснащенность школ, бюрократизация работы преподавателя при маленькой зарплате. «Ну и главным корнем является пресловутый ЕГЭ в современной его форме — он уже давно перестал быть показателем уровня знаний (если вообще когда-то им был), превратившись в очередной источник коррупции — все наслышаны о количестве стобальников по русскому языку в кавказских регионах», — заключил Федяев. Он полагает, что система образования нуждается в тотальной модернизации, для которой нужна смелость и ответственность.

Психолог Александр Галицкий считает, что уровень образования остался прежним, просто изменилась его направленность — теперь надо учить другому. «В Интернете мелькают фотографии советских прописей, где каллиграфическим почерком выведена каждая буква. Сейчас это не нужно, есть компьютеры», — привел он пример. Специалист отметил, что в Советское время считалось, что выпускник школы может сразу начать работать. «В школе давали знания, которые можно идти и применять. Учеников возили на полевые работы, даже первокурсники становились стажерами на предприятиях. Сейчас после школы ученик скорее знает (или не знает), в каком направлении ему надо продолжать учиться. И это нормально, изменились требования к человеку», — заключил психолог.

"