Posted 7 декабря 2019,, 07:03

Published 7 декабря 2019,, 07:03

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Почему в Ростовской области 2019 год ознаменовался массовой чисткой чиновников

7 декабря 2019, 07:03
В этом году, как никогда прежде, в Ростовской области чаще всего задерживали крупных чиновников. В основном высокопоставленных людей во власти региона обвиняют во взяточничестве. Что происходит с регионом и кто следующий в списке силовиков, разбирались эксперты RostovGazeta.

ФСИН и Минздрав

В течение месяца в Ростовской области задержали сразу двух чиновников, которые казались всем непоколебимыми. Но нет, и до них дотянулись сотрудники ФСБ.

Начальника ростовского управления ФСИН Муслима Даххаева 13 ноября арестовали за «разглашение гостайны» через прослушку в тюрьмах, его сразу же поместили в СИЗО. Что это были за тайны, нам никто не расскажет - тайны же. Да и процесс закрытый, все чрезвычайно секретно.

Однако источники RostovGazeta поделились мнениями, что Даххаев мог быть замешан в коррупционных схемах, связанных с госконтрактами. И, вот, Даххаев - величина довольно крупная: военное прошлое, орден Мужества, и он не смог уберечься от унизительного громкого задержания. Казалось бы, особых претензий к его работе ни у кого не возникало до ноября 2019 года. И арестовали его в День образования подразделений специального назначения ФСИН России. В этот знаковый день он должен был отправиться на награждение в Махачкалу — как участник второй чеченской кампании. Однако руководство ФСИН попросило Даххаева остаться в Ростове и принять участие в торжественном мероприятии. Оказалось, что Даххаева просто решили «подержать» в Ростове и «красиво» арестовать.

Сразу после задержания главы регионального ФСИНа заместитель директора ФСИН России Валерий Максименко высказался об этой истории, заявив, что руководство ведомства было в курсе всех преступлений, совершенных Даххаевым.

«Для всех наших сотрудников действуют единые правила. Если их не устраивает зарплата, то надо сдавать погоны и идти в коммерческие структуры», — пояснил Максименко, добавив, что совмещать одно с другим не получится.

Даххаев, судя по намекам Максименко, пытался «подработать» помимо основной работы, и это не понравилось его руководству. Дело генерала вели совместно сотрудники ФСИН и ФСБ. Даххаева, по некоторым данным, поместили в московском СИЗО Лефортово.

Кроме главы ростовского ФСИНа были задержаны заместители Даххаева, но какие статьи им вменяют - неизвестно. Адвокат Даххаева Александр Заманский комментировал СМИ, что арест он будет обжаловать, добавив, что в деле нет обвинений в коррупции.

Еще одна «скала», как казалось до ноября текущего года, во власти Ростовской области - министр здравоохранения Татьяна Быковская была задержана 28 ноября. В должности министра здравоохранения региона она находилась на протяжении 15 лет. До этого Быковская была заместителем главы администрации Багаевского района Ростовской области и первым заместителем исполнительного директора РОФОМСа.

Ленинский районный суд избрал ей меру пресечения - домашний арест до 27 января. Часть заседания была закрытой, потому что там сообщали о состоянии здоровья министра. Задерживали Быковскую так же, как и Даххаева, сотрудники ФСБ. Ее подозревают в превышении должностных полномочий, министра связывают с делом о нарушении антимонопольного законодательства. По предварительным данным, ряд медучреждений области заключил антимонопольный договор на утилизацию медицинских отходов в 2017–2018 годах. Министр ограничила, по некоторым данным, конкуренцию при проведении конкурса на утилизацию медицинских отходов. Это было сделано в интересах компании «Центр 100 Ростов-на-Дону».

В рамках возбужденного уголовного дела прошли обыски. И у задержанной обнаружили огромные богатства, «несовместимые» с ее зарплатой чиновника, даже такого высокопоставленного. В частности, у матери Быковской СМИ сразу же после ее ареста нашли элитную квартиру на улице Пушкинской в Ростове. Стоимость такого жилья составляет в среднем 20 миллионов рублей.

Пользователи сравнили интерьер квартиры, украшенной позолотой и лепниной, с больницами и разваливающимися поликлиниками.

У Быковской есть еще, по данным федеральных СМИ, и соответствующие фотографии были опубликованы, элитный особняк, где она и будет проводить свой «домашний арест». Внутри дом напоминает дворец: в одной из гостиных есть камин, стены в вестибюле расписаны в стиле Возрождения.

Задерживать одну Быковскую - нет смысла. ФСБэшники отдали под суд ещё и заместителя министра здравоохранения Станислава Беседовского. Он также пока находится в СИЗО до 27 января.

Вакантную должность руководителя Минздрава Ростовской области занял Андрей Ерошенко, которого назначил глава региона Василий Голубев. Ранее Ерошенко занимал пост заместителя министра.

Об объективном рассмотрении уголовных дел в отношении Быковской и ее зама, а также трех глав районов Ростовской области, которых обвиняют в превышении должностных обязанностей, попросили депутаты Госдумы от региона.

Заявление о «проведении законного, объективного и беспристрастного расследования» они направили в Следственный комитет РФ и Генпрокуратуру. В обращении говорится, что водонапорные башни, из-за которых были возбуждены дела на глав районов, являются действующими и работают. А насчет обвинений в адрес министра здравоохранения, указывается, что Быковская активно участвует в реализации проекта по созданию централизованной системы по обращению с биологически опасными медотходами.

Также губернатор Ростовской области Василий Голубев не остался в стороне от громкого задержания министра и заявил о том, что человек не может считаться виновным, пока это не будет доказано. О работе Быковской на ее посту он рассказал, что его все устраивало и у нее были хорошие результаты деятельности.

«Отрицательно на управленческой системе региона сказывается позиция правоохранителей. Я думаю, что введенные ограничения являются чрезмерными», — уточнил глава региона.

Голубев добавил, что все это влияет на социальное самочувствие населения.

Поддерживает также, правда, из-за рубежа дочь арестованной главы Минздрава. Юлия Соколовская, проживающая в Израиле, запустила акцию по поддержке своей матери. Соколовская поставила аватарку с надписью «Мы за министра здравоохранения». Она начала публиковать положительные отзывы от других людей про свою мать.

Через два дня после ареста Быковской Министерство здравоохранения Ростовской области отменило несколько закупок. Министра задержали 27 ноября, и именно в этот же день министерство объявило несколько электронных аукционов, которые через пару дней были отменены. Общая сумма контрактов составляла более 44 миллионов рублей. Всего было отменено пять аукционов, сумма самого крупного превышала 16,5 миллиона рублей. Предполагалась закупка лекарственных препаратов. Также отменили аналогичную закупку на 16 миллионов. О причинах отмены закупки не сообщается.

Также в этом году в регионе задержали заместителя губернатора Ростовской области Сергея Сидаша за превышение должностных полномочий. Сообщалось, что Сидаша подозревали в хищении крупной суммы при строительстве «Ростов-Арены». До этого правоохранители задержали главу Минстроя региона Николая Безуглова по тому же делу. Нельзя не отметить задержание в феврале текущего года в Ростове и области трех архитекторов: главных архитекторов Ростова Романа Илюгина и области — Алексея Полянского, которым вменяют превышение полномочий. Следствие по ним еще идет. А также дело бывшего архитектора Мартыновского района Александра Корчиги. Он, кстати, за превышение полномочий, выплатит штраф в размере 50 тысяч рублей.

Все эти громкие задержания в регионе в течение года наводят на мысли о чистке в региональной власти, ведь, совпадений, как говорится, в этом деле не бывает.

Любой может стать следующим

Глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи считает, что задержание Быковской носит неоднозначный характер.

«13 ноября был задержан начальник ФСИН по Ростовской области Муслим Даххаев. Его доставили в Москву, арестовали и тогда я предполагал, что после ареста появятся первые подробности дела. Однако, даже суд по мере пресечения прошел в закрытом режиме, якобы потому ,что Даххаева обвиняют в разглашении сведений, содержащих гостайну. Поэтому я по-прежнему придерживаюсь версии, что причина задержания – смена федерального руководства ФСИН. Ростов-на-Дону только первая ласточка, и это неудивительно, я знаю ситуацию изнутри, как побывавший по ту сторону клетки», - комментирует спикер.

Коррупционные цепочки в ростовском ФСИН складывались десятилетиями, и задержание прошлого ситуацию принципиально не поменяло, говорит Хуруджи.

«Что дальше? Не готов сказать однозначно. Биография Даххаева говорит о том, что вряд ли он начнет топить всех подряд в надежде выторговать себе более благоприятные условия. Второй арест, Татьяны Быковской, для меня история «из другой оперы». Вы знаете меня как последовательного критика ростовских чиновников разного ранга. Я погружен в повестку, и готовясь к конкурсу на должность сити-менеджера, предметно изучал ситуацию в самых разных сферах экономики региона. Поэтому для меня задержание Быковской выглядит совсем неочевидным», - считает он.

С точки зрения пиара, отмечает Хуруджи, силовики отработали прекрасно, так как у федеральных журналистов очень быстро оказались «нужные» фотографии, подтверждающие шикарный образ жизни «коррупционера».

«Волну поддержали и пользователи соцсетей, которые возмущены решениями федеральной власти в области здравоохранения, но обвиняют в бедах того, кто ближе – регионального министра, зачастую не имеющего полномочий для изменения ситуации. Тот повод для ареста, который озвучен силовиками, это, скорее, показатель того, что любой может стать следующим», - говорит Хуруджи.

Дестабилизация

Депутат Законодательного собрания Ростовской области Евгений Бессонов считает задержание крупных чиновников региона - дестабилизацией.

«То, о чем, говорили коммунисты - власть нелегитимна. Мы допустили то, что проходимцы в нашей власти. У нас запущены механизмы уничтожения населения. Предыдущий глава ФСИНа якобы покончил с собой в СИЗО. Законы принимаются такие, что люди начинают грызть ругней друга. Невозможно жить в России, такие созданы условия. Сначала в Гуково людей заставили всех мошенническими схемами становиться инвалидами, пенсии получать, а теперь их сажают в тюрьмы. Это системные схемы уничтожения жителей Российской Федерации. Все главы исполнительные будут пересажены. Всех сажают, подпись поставил - тебя посадили, не поставил - тоже посадили. Получили капитализм в полном объеме. Сначала с помощью коррупции развращают управление, потом уничтожают население. Быковскую посадили - будет теперь «порядок». Новые больницы появятся, бесплатная медицина начнется… Быковская виновата, что старые больницы?», - сказал Бессонов.

«Всех собак спустили»

Не готов комментировать задержание Даххаева депутат Законодательного собрания Ростовской области Сергей Косинов, так как процесс по нему закрытый. Но арест Быковской парламентарий осудил.

«Если обвинения в сторону министра здравоохранения только из-за уклонов в конкурсных процедурах - это надуманное обвинение. Я считаю, не может быть в такой сфере, как захоронение медицинских отходов, никаких экономий. У всех разное заболевание, и поэтому существует целая процедура по захоронению, обеззараживанию, упаковке медицинских отходов. Это категория, которая нелицензионная, называется. Остальные - лицензионные. Захоронением особо опасных отходов занимаются фирмы, которые имеют лицензии. И никто не возмущается этим. А здесь, когда эти отходы оказываются на обычной свалке, выигрывает этот глупый закон ФЗ № 44, «чем дешевле - тем лучше». Для этого нужна спецтехника, которая перевозит и обеззараживает. Это целая система», - говорит Косинов.

По словам депутата, Быковская, как специалист в своей отрасли, продержалась в течение 15 лет, так как «понимает больше, чем все остальные».

«Нельзя на нее вешать всех собак, исходя из состояния здравоохранения, которую довели федеральные власти, не мы - не региональные власти. Именно федеральные власти постоянно «колошматят» здравоохранение - то оптимизировали, то вытаптывали, то опять возвращали высокотехнологичную медицину, то ФАПы… Поэтому обвинять Быковскую, что она довела систему здравоохранения Ростовской области до удручающего состояния - нельзя», - комментирует Косинов.

Зарубежными счетами Быковской, а также ее элитными квартирами и землями, как считает депутат, должны заниматься следователи.

«А то, что ей официально вменяют - я с этим несогласен. И я бы, будучи на ее месте, поступил точно так же. Я бы сделал преференции в пользу организации, которая этим делом занимается и имеет все для того, чтобы заниматься этим. Прагматичный подход для всего. Скоро мы дойдем до того, что аферисты на этом рынке, которые готовы упасть в цене в несколько раз, выигрывают тендер, получают деньги и исчезают. Мы придем к тому, что дальше некому будет заниматься профессиональным делом», - отмечает Косинов.

Однако задержание в течение месяца Даххаева и Быковской в Ростовской области - не может быть простым совпадением, уверен спикер.

«Вполне может быть конфликт среди силовиков и губернаторской команды. Это две разные структуры. Я думаю, основная задача правоохранителей и правительства - профилактика. Никто не знал о претензиях УФАС к этому заводу? Основная задача - профилактика. Людей, которые первый шаг сделали - надо предупреждать. А у нас доводят до последнего и потом задерживают», - считает депутат.

Экс-прокурор Евгений Беркович много и с удовольствием пишет в своих соцсетях о задержанных Быковской и Даххаеве.

«У нас в стране значительные функции осуществляет ФСБ. И они контролируют все остальные правоохранительные службы. Это показало задержание ранее главы ФСИН Сергея Смирнова, который покончил с собой в СИЗО, а также его заместителя Сергея Ральникова, по нему до сих пор идет суд. ФСБ устанавливала там прослушивающие устройства. И они засекли передачу денег, после чего Ральников сдал Смирнова. Даххаев не пошел, как я считаю, на выполнение каких-то команд ФСБ. Может быть там остались какие-то «жучки» в этом управлении. Может быть нашли какие-то агентурные сообщения. Даххаев перешел дорогу ФСБ на уровне Москвы - директора ФСИН РФ уволили и поставили руководителем бывшего сотрудника ФСБ. Эта система подвергается зачистке, также и Следственный комитет подвергается зачистке со стороны ФСБ», - говорит Беркович.

С Быковской у экс-прокурора «особые» отношения.

«Может, на первых порах Быковская и была хорошим специалистом, но она у власти находится 15 лет уже. В 2015 году, когда меня хотели незаконно госпитализировать в психбольницу, Быковская вставала на сторону врачей, которые это делали, покрывала преступление недобросовестных психиатров. Я обжаловал ее решения и подавал в суд на нее», - комментирует он.

По словам Берковича, на сайте Госуслуг, где каждый человек может проверить свою личную медкарточку, есть многочисленные нарушения.

«Мужчины после 55 лет должны проходить диспансеризацию. Мой товарищ обнаружил, что он якобы проходил врачей, сдавал анализы, а он этого не делал. А врачи за это деньги получают. Есть процедура ЭКО, говорили, что там торговали бесплатными квотами. Я лично сталкивался с Быковской, когда в 2016 году участвовал в конкурсе главы администрации города. Одно из моих предложений было то, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранениях не должно быть платных услуг. А Быковская прерывала меня на заседании комиссии, говорила, что это незаконно. То есть у нас идет лоббирование интересов частных медицинских клиник. А эти все лицензии выдает минздрав, тогда как в сельских и городских больницах Ростовской области - полная разруха», - отмечает спикер.

Кроме того, добавляет Беркович, он сталкивался с тем, что детей-инвалидов отключают от программ обеспечения лекарствами.

«У нее [Быковской] сколько квартир и домов в США, Израиле, Москве - за счет каких средств? Рядовые граждане не могут получать положенное, а они обогащаются. То же самое в нашем регионе и со строительством - задержаны Сидаш, Безуглов, Зюзина, главу Новочеркасска, тоже арестовали. Любую сферу возьмешь - коррупционные схемы везде можно найти. Просто наша Ростовская область до 2019 года в такие схемы не попадала. Во многих других субъектах России арестовывали и губернаторов и вице-губернаторов, и у нас в этом году задержания высокопоставленных чиновников начали нести массовый характер. Должна быть такая «чистка». Может такие указания получили правоохранительные органы. Чиновники будут опасаться теперь, а то ведь они воровали безнаказанно», - резюмировал Беркович.

"