Posted 9 ноября 2019,, 15:17

Published 9 ноября 2019,, 15:17

Modified 11 сентября 2022,, 09:18

Updated 11 сентября 2022,, 09:18

Федералы «доят» ростовский бизнес: кто мешает работать предпринимателям

9 ноября 2019, 15:17
Заместитель главы Ростовской области Алексей Изотов на днях рассказал о том, что из-за увеличения проверок со стороны федералов страдает местный бизнес.

Ростовский регион оказался на первом месте среди всех субъектов с наибольшим негативным влиянием показателей федеральных органов власти. Почему так происходит и виновны ли в «страданиях» предпринимателей Ростовской области только федералы, разбирался журналист RostovGazeta.

Замглавы региона Алексей Изотов 5 ноября рассказал, что в Ростовской области бизнесмены жалуются на постоянные проверки, которые мешают им работать. По его словам, сложилась такая ситуация, что регион оказался на первом месте среди всех субъектов с наибольшим негативным влиянием показателей федеральных органов власти. В частности, предприниматели жалуются на налоговую, таможенников, полицию, Росздравнадзор. Кроме того, бизнесу мешает и административное давление: это связано с увеличением числа запрашиваемых дополнительных документов. Однако Изотов уточнил, что число проверок со стороны местных структур уменьшается, но увеличивается со стороны федеральных органов власти.

Не только федералы

Глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи не понаслышке знает о давлении на бизнес. Он сам провел в следственном изоляторе девять месяцев, столько же времени — под домашним арестом. Хуруджи был основным фигурантом в деле о краже 470 миллионов рублей у энергетической организации. Проходил по двум статьям: «мошенничество» и «легализация (отмывание) денежных средств». В мае 2017 года суд его оправдал, признав невиновным в ввиду отсутствия состава преступления.

«На днях прочел громкий заголовок: «Стало известно, кто мешает работать ростовским бизнесменам». Открыл – прочел. Оказывается – федералы! «Давят» бизнес налоговая, таможня, полиция и даже Росздравнадзор. Вот поэтому Ростовская область и оказалась на первом месте среди всех субъектов с наибольшим негативным влиянием показателей федеральных органов власти. Да ладно! В Ростове давят, а в Уфе или Москве нет? Почему же «плохие» федералы отрываются именно на нашей области? Почему избирательный подход? Ведь по факту все федеральные ведомства по всей стране должны работать одинаково, законы и требования одни, почему же давят именно нас?», - удивляется Хуруджи.

Спикер добавляет, можно искать конспирологические версии, а можно обратиться к здравому смыслу.

«Чего не хватает объективно сегодня в политическом, экономическом, общественном пространстве нашего региона? Диалога. С прессой, с бизнесом, с обществом. Если власть не готова разговаривать с предпринимателями, то думаете, она с руководством территориальных органов ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти) общается? Находит точки соприкосновения, выбивает нужные бизнесу условия работы, договаривается о рабочей системе сдержек и противовесов, как это происходит в других регионах?», - комментирует Хуруджи.

Второй объективный критерий особого внимания ведомств всех уровней, считает он, особая коррупционная ситуация в Ростовской области.

«Когда уголовные дела возбуждаются в отношении чиновников самого высокого уровня, то прессинг усиливается по всем направлениям. Каток системы не работает избирательно в части давления, шерстить начинают всех. Третий момент - высокий процент низовой коррупции. К сожалению, несмотря на задачи, поставленные президентом страны - «перестать кошмарить бизнес», синдром вахтера на местах неискореним. Бороться с этим можно только максимально предавая огласке каждый случай такого низового давления, как, например, это произошло с закрытием типографии «Крестьянин», - говорит Хуруджи.

Проблемы у типографии «Крестьянин» в Мясниковском районе начались в октябре после жалобы неизвестного на токсичные вещества при печати газет. Проведенная проверка не подтвердила эти доводы, но выявила другие нарушения.

По решению суда типография была закрыта на месяц. Руководство организации посчитало это наказание слишком суровым. Но 5 ноября типография возобновила работу, суд удовлетворил повторное ходатайство. Сотрудники уже сняли печати и пломбы и запустили производство.

Закон и бизнес

Бывший прокурор и нынешний правозащитник Евгений Беркович говорит, что практика прокурорского надзора показывает - распространенным нарушением, затрагивающим права предпринимателей, является издание незаконных нормативных правовых актов.

«Чаще всего подобные нормативные правовые акты не соответствуют Закону № 294-ФЗ в части требований к проведению проверок субъектов предпринимательской деятельности, в том числе периодичности проведения плановых проверок, оснований проведения внеплановых проверок, возможности проведения проверки в отсутствие уполномоченного лица, оформления акта по результатам проверки по не соответствующей закону форме», - считает Беркович.

По мнению экс-прокурора, типичными нарушениями для большинства регионов являются: проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры, нарушение порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о проведении плановых и внеплановых проверок, проведение проверки без распоряжения (приказа), неправильное оформление распоряжения о проведении проверки. Также Беркович говорит о превышении полномочий контролирующими органами при проведении проверок, нарушении порядка оформления результатов проверок, проведении проверок в отсутствие оснований для их проведения, а также нарушении сроков проведения проверок.

«В прошлом году я обращался с требованием в Генпрокуратуру о проведении комплексной проверки преступной деятельности Главного следственного управления ГУ МВД России по Ростовской области. Создав организованную преступную группировку, четверо сотрудников выполняли преступные заказы бывшего Заместителя Генерального прокурора РФ, недобросовестных сотрудников ФСБ России, идя на прямые нарушения УПК РФ, Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, Указаний Президента России о недопустимости ареста предпринимателей за предпринимательскую деятельность, данные лица постоянно дискредитируют правоохранительные органы России и лично президента РФ Владимира Путина», - говорит Беркович.

Правозащитник приводит в пример дело Александра Хуруджи, который был оправдан, и при этом никто из правоохранителей не был наказан. Также Беркович просил провести проверку по делу экс-генерального директора банка «Кредит-Экспресс» Михаила Колмыков, разоблачившего преступления собственников банка и по их заказу. Колмыков находился под стражей 9 месяцев незаконно, а в августе текущего года его оправдал суд.

«В ответ на мои требования приходили «письма» из прокуратуры области. В основном, что я не имею полномочий требовать подобных проверок, так как у меня нет ордера на защиту конкретных людей. по Хуруджи приходил ответ, ему было направлено письменное извинение зампрокурора области за незаконное уголовное преследование. По условиям содержания в СИЗО Колмыкова приходил ответ о том, что нарушений не было», - говорит Беркович.

Также экс-прокурор указывает на то, что предпринимателям в регионе мешает коррупция и заказные дела по требованию конкурентов по бизнесу.

«Проблемами прокурорского надзора за исполнением законодательства о контроле за предпринимательской деятельности органы прокуратуры начали активно заниматься примерно в 2008 с приходом президента Дмитрия Медведева. Эта тема все время поднимается. Проводятся круглые столы. Президент Путин ставит задачу не содержать под стражей предпринимателей - не выполняют. Внесены изменения в УПК РФ - все равно не выполняют. Выгодно «доить» предпринимателей и силовикам, и контролирующим органам», - считает Беркович.

У каждого свой план

Заместитель председателя РОКА «Советник» Екатерина Водяник не удивлена тому, что Ростовский регион возглавил антирейтинг по неблагоприятному климату для бизнеса в России.

«Полагаю, это связано с общим направлением развития региона. Ростов уже который год далек от лидерства в списке городов с наиболее благоприятными условиями для развития бизнеса. В нашу коллегию регулярно обращаются предприниматели, так как им необходима правовая помощь уже на этапе самой проверки, либо они вынуждены оспаривать решения контролирующих органов, принятые по ее результатам», - говорит Водяник.

Виной всему система отчетности, считает адвокат, проверяющему нет смысла приходить в организацию, если он уйдет без выявленного нарушения, которое, порой, таковым не является. У него свой план, своя работа. В каждом подобном органе есть специальный отдел, который занимается только проверками. Планы проверок деятельности предприятий на будущий год регулярно публикуются в декабре месяце, внеплановые проверки могут проводиться только, если поступает жалоба.

«Вот предприниматели и вынуждены идти в суд и добиваться отмены незаконно вынесенных решений. И суды довольно часто встают на их сторону», - говорит Водяник.

Адвокат вспоминает, как недавно удалось защитить в суде интересы предпринимателя, деятельность которого связана с торговлей кофе через так называемый мобильный торговый объект – автомобили с кофе, которых достаточно много по городу.

«Предпринимателя привлекли к административной ответственности за то, что машина с кофе стояла на парковочном месте, причем парковка была оплачена в установленном законом порядке. Административная инспекция настаивала на том, что торговля в таком месте запрещена. В суде удалось доказать, что закон подобного запрета не содержит, что у данных торговых точек отдельный правовой режим, предприниматель оплатил парковку и ничьих прав не нарушает. Итог – постановление о привлечении к административной ответственности отменено. Но только пока предприниматель добьется этого решения, пройдет ни один месяц, потрачено время, тратятся трудовые ресурсы на сбор документов для проверки, деньги на оплату помощи адвоката, не говоря уже о нервах владельцев фирмы. Все это, безусловно, сказывается на развитии бизнеса», - комментирует Водяник.

Основные жалобы

Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Ростовской области Олег Дереза не располагает данными о том, что наш регион возглавил «антирейтинг» по жалобам бизнесменов среди других субъектов РФ.

«Скорее всего у Алексея Юрьевича есть полные сведения, у меня нет данных по другим регионам нет. Но я доверяю этой позиции. Да, возникают определенные проблемы у бизнесменов в нашем регионе. Чаще всего предприниматели жалуются на избыточные проверки со стороны налоговой службы. Это ведомство охватывает всех предпринимателей, поэтому нельзя сказать, что они «душители свободы»», говорит Дереза.

Спикер отмечает, что в Ростовской области «хромает» нормативная база.

«К примеру, полгода назад ко мне обратился бизнесмен, который ввозил в область оборудование для производства твердых сыров. А, как известно, государство декларирует, что на такое оборудование не платится НДС. Однако таможенники решили провести экспертизу оборудования, чтобы выяснить, точно ли оно именно для производства твердых сыров. Их тоже можно понять, ведь иначе они могут допустить провоз с нарушениями. К счастью, эксперты сработали быстро, но какой при этом испытал стресс предприниматель?», - рассказывает Дереза.

В год к уполномоченному по защите предпринимателей в регионе обращаются около 300 предпринимателей, и лишь примерно 25% бизнесменам удается помочь.

«В Ростове-на-Дону много жалоб от предпринимателей по земельному контролю, в районах - другие жалобы. Около 18% бизнесменов жалуются на уголовные преследования. В селах существуют проблемы с онлайн-кассами, жалуются на то, что «душатся» маленькие магазинчики, но не пускать в районы сетевые магазины - мы тоже не можем», - говорит Дереза.

Кроме того, по словам уполномоченного по защите предпринимателей Ростовской области, бизнесмены обращаются к нему с жалобами на излишний контроль со стороны различных ведомств в регионе.

Ранее к реальному сроку заключения приговорили главу «Торгового Дома «ГРИФ» Андрея Каковкина из Ростова-на-Дону, которого обвили на многомиллионных аферах. Каковкин вместе с подельником занимался хищением денег у организации «МКТ». Удалось установить, что потерпевшей стороне был причинен ущерб в 10 миллионов рублей. После возбуждения уголовного дела предприниматель какое-то числился в международном розыске. Сейчас суд приговорил его к трем годам колонии общего режима.

"