Posted 9 ноября 2019,, 08:17

Published 9 ноября 2019,, 08:17

Modified 17 сентября 2022,, 16:31

Updated 17 сентября 2022,, 16:31

Центр на костях: стоит ли строить дома на забытых ростовских кладбищах

9 ноября 2019, 08:17
Значительная часть Ростова когда-то была кладбищем. Сейчас территории захоронений продолжают увеличиваться. И если раньше на месте некрополей строили, не задумываясь, то сейчас встает вопрос о том, насколько это этично и уважительно по отношению к науке.

В историческом парке «Россия — моя история» прошло очередное заседание клуба истории «Наш город». На ней археолог, сотрудник «Донского наследия» Александр Нечипорук прочитал лекцию о забытых кладбищах Ростова. Из его слов следует, что большинство могил исторических кладбищ не перезахоранивали и не изучали должным образом.

Жилые дома на скелетах

Захоронения Новопоселенского кладбища (Малюгиной, Доломановский, Красноармейская, Халтуринский), которое работало в 1810-х-1820-х, уничтожалось во время строительства Дворца спорта и здания прокуратуры. При возведении здания для правоохранителей человеческие кости собирались в мешки и вывозились. Котлован осмотрели представителями охраны памятников, дальнейшие работы должны были вести под надзором специалистов. А на территории всего бывшего кладбища планировали провести госэкспертизу. Но в итоге ничего из этого не произошло.

Самое ранее городское кладбище Ростова, Безымянное (Семашко, Пушкинская, между Красноармейской и Горького, не исключены захоронения до Ворошиловского), также было разрушено поздними перекопами. При этом при работах на Горького строители множество раз находили захоронения с гробами и без времен крепости Дмитрия Ростовского и эпидемии чумы 1771–1773 годов.

Перекопы разрушили и часть Всехсвятского кладбища, которое функционировало после закрытия Безымянного до 1810. А на пересечении Горького и Соборного перед строительством жилого дома удалось даже изучить несколько склепов. Примечательно, что этому способствовал ажиотаж в СМИ. Без него склепы могли быть разрушены, как и все остальные захоронения в ходе строительных работ.

В целом, археолог рассказал больше, чем о десяти исторических кладбищах второй половины XVIII- начала XX века, расположенных в Ростове (территория Нахичевани не рассматривалась из-за объема информации и территориального расположения). Многие из этих некрополей были расположены в центре современного города, с течением времени захоронения разрушили, а территорию застроили.

Объекты культурного захоронения

«Несмотря на поздние хронологические рамки бытования ростовских исторических кладбищ, остается много нерешенных вопросов, связанных с временем их функционирования, топографией, внешним обликом, количеством захоронений, планировкой, проведением погребального обряда и особенностями из-за этноконфессионального деления», — сообщил Александр Нечипорук. По его словам, способствовать решению этих вопросов отчасти могли бы исследования. «Однако их проведение осложнено тем, что из старых кладбищ остается не застроенными только Братское и отчасти Затемерницкое, Татарское. При этом ранний пласт захоронений на них практически не сохранился», — добавил лектор. Археолог рассказал, что исторические некрополи со второй половины 19 века оказались на пути у активно развивающегося города и были поглощены им. «Кроме того, на их состоянии существенно сказались идейные установки советской власти, когда памятники царского времени как пережиток прошлого целенаправленно демонтировались и выбрасывались, а ценный материал — гранит и мрамор — использовался для новых нужд», — заключил он.

По мнению специалиста, в дальнейшем необходимо проводить комплексное изучение ростовских некрополей с привлечением специалистов смежных областей: историков, искусствоведов, антропологов и генетиков. «Это позволит создать общую картину существования кладбищ как элемента городской системы и историко-культурного явления. Для этого требуется включить историческую часть города, в том числе некрополи, в перечень объектов культурного наследия и поставить их на государственную охрану», — следует из слов Нечипорука.

Археолог считает, что помимо этого стоит частично реконструировать некрополи и реставрировать уцелевшие части культурно-значимых памятников и надгробий. «Бережное отношение к кладбищу как к элементу исторического облика города является показателем определенного уровня развития современного общества», — пояснил лектор.

Сейчас даже уцелевшие некрополи сохранить не удается. Одна из участниц встречи рассказала, что на Братском кладбище кто-то убрал надгробие с могилы ее предка и ряда других. Археолог Дмитрий Зенюк пояснил, что там еще 15 лет назад было много столетних, заброшенных захоронений. «Это был практически исторический парк. Буквально несколько лет назад я туда попал, там все было убрано. Все неухоженные ограды, неокрашенные и поржавевшие погребения просто убрали. Таким образом ростовчане лишились могил своих предков», — заключил он.

Он рассказал о том, как пытался добиться исследования одной из территорий. «Когда недалеко от ипподрома на Университетском строился дом, я написал письмо в минкультуры. Сообщил, что на этом месте было Покровское кладбище, привел информацию и картографию, подтверждающую это. И написал, что фундамент разрушит погребения», — объяснил Зенюк. По словам историка, на его письмо никак не отреагировали, захоронения уничтожили.

Он считает, что охранный статус поможет избежать таких случаев. «Без него, по факту, все вывозится на свалку. Статус позволит вести наблюдение и вести себя в разных ситуациях по разному: если там обычные деревянные гробы, могилы знаменитых ростовчан или исторические предметы», — добавил спикер.

В ходе встречи было предложено подготовить коллективное обращение по поводу сохранения и изучения исторических кладбищ.

Город мертвых или живых

Другая участница встречи, которая работала в строительстве, полагает, что возведения новых зданий на кладбищах нельзя избежать.”Это жизнь. Была крепость Дмитрия Донского. Теперь у нас большущий город и даже современные кладбища предполагается закрывать, там что-то будет», — сказала она.

Она пояснила, что некоторые кладбища находятся под охраной государства, потому что там похоронены какие-то известные люди, сохранились необычные надгробия. «А все остальное… столько веков прошло. И ведь это не только наш город. Можно сказать, что вся Земля на костях», — заключила она.

Александр Нечипорук пояснил, что не обязательно все накрывать стеклянным колпаком, но нужно сберечь кладбища. «И просто сделать на территории парк или подобный комплекс, чтобы хотя бы не разрушать то, что там находится», — предложил археолог.

Собеседница ответила, что если в парке будут сплошь надгробия, то это не очень хорошая идея. Кроме того, для этого стоит вернуть сторожа, который бы мог следить за заброшенными надгробиями.

Строительства на костях, по ее словам, можно избежать, если останки эксгумируют. «Но вы сами не знаете, где у вас захоронения, берете исторические данные из газет. Поэтому это и происходит ковшом экскаватора», — добавила участница встречи.

Нечипорук все же назвал такую практику варварством. «Мало книг, описаний и данных по кладбищам, чтобы точно определить их границы. Сейчас стоит изменить ситуацию, чтобы в дальнейшем была возможность эти данные получить», — добавил он.

«Тогда какие претензии к экскаваторам?», — поинтересовалась его оппонентка. Она призвала обратить внимание на похороненных современников, которых еще не тронуло строительство новых домов.

Психолог Александр Галицкий рассказал, что строительство на старых кладбищах напрямую связано с одним из самых старых обрядов - обрядом погребения.

"Человек всегда относился к смерти по-особенному: в каждой культуре, в каждой религии, веровании можно найти указания по тому, как следует обходиться с мертвыми, каким должно быть погребение и так далее. Невозможность осознания смерти как таковой пугает человека. Появляются разные иррациональные объяснения этого события. Но самый действенный и самый простой путь - избегание. Опять же, во многих культурах предписывается особое отношение к мертвым: это отдаленное от жилья место, так сказать "неприкасаемость" и так далее", - сообщил психолог.

Он отметил, что в далеком прошлом это имело важное значение для выживания, но с течением времени превратилось исключительно в культурный аспект.

”Именно культурные аспекты, те самые суеверия и верования, ограждают от страха, а если предмет страха находится слишком близко к тебе, то от него не защититься. В таких условиях существовать может не каждый. При этом, как и в любом вопросе, есть те, кто, наоборот, интересуются темой смерти в научных целях, это нормально и необходимо", - заключил он.

"