Posted 20 октября 2019,, 09:56

Published 20 октября 2019,, 09:56

Modified 17 сентября 2022,, 16:28

Updated 17 сентября 2022,, 16:28

Снести и построить заново: выживет ли старый Ростов

20 октября 2019, 09:56
Разговоры о сохранении старого Ростова не прекращаются ни один год. Тем временем ветхие дома рушатся, кирпичные фасады замазывают штукатуркой, а на некоторых участках и вовсе выгоняют высотки. Можно ли восстановить центр Ростова и как это сделать, пытался разобраться корреспондент RostovGazeta.

В центре Ростова находится около 400 объектов культурного наследия. Сносить их нельзя, они подлежат только реставрации. Вся ответственность за эти здания лежит на собственниках, однако реставрация им не всегда по карману. В итоге проводится капремонт домов, причем не всегда удачный: монтируют пластиковые балконы, красят фасад в неподходящий цвет и так далее. Сейчас Заксобрание Ростовской области намерено разработать нормы капремонта для объектов культурного наследия; теперь будут либо делать новые расценки на работы в таких зданиях, либо отдельно разрабатывать проектно-сметную документацию. Жителям остается ждать.

И если с объектами культурного наследия более-менее понятно, то с обычными старыми зданиями все сложнее. Проще и дешевле сносить и на их месте строить новые (уже другой вопрос — какие), но пока это не очень распространенная практика. И тем временем эти дома стоит и разрушаются: на красивых исторических зданиях виднеются трещины, подтеки и отбитую штукатурку даже на фасадах.

Что касается нового строительства, то в конце 2018 года в центре Ростова запретили строить дома выше девяти этажей. То есть в историческом центре вполне может появиться восьмиэтажка, причем самого современного вида. Если в квадрате от Красноармейской до Дона в последнее время разрешения на строительство не выдавали (в «Белый ангел» еще не сдан), то в районе парка Строителей, например, застройщик отсудил право на возведение 26-этажного дома. Внешний вид зданий тоже вызывает вопросы: сейчас новое строительство в историческом архитектурном стиле является скорее инициативой владельца. И пока кандидаты на пост сити-менеджера только обещают заняться историческим центром, не уточняя, каким именно образом.

Что сейчас: «свечки» и плохой капремонт

«Если мы продолжим делать свечки в старом Ростове, то ничего хорошего не будет. У нас, к сожалению, позиция властей была такой: застройщики строят много этажей, а потом начинают возникать вопросы», — сообщил депутат гордумы Ростова от КПРФ Анатолий Котляров. Он пояснил, что если в центре увеличится количество квартир, то возрастет нагрузка на инфраструктуру. «Новые школы не появятся, для них нет места. Бассейнов и парковой тоже не будет, ничего не появится. Нагрузка на город возрастет», — пояснил он.

Котляров уточнил, что имеет в виду квадрат от Театрального до Буденновского, от Красноармейской вниз. «Например, сейчас полностью снесли старый квартал между Восточной и Красноармейской, Журавлева и Крепостным. Целый квартал, в котором были жемчужины архитектуры. И там собираются строить цеха. Или снесли пять зданий между Театральным и Крепостным, с другой стороны. Там тоже собираются строить несколько высоток. Таким образом мы уничтожаем Ростов», — считает депутат.

Он отметил, что при этом на том же Кировском проспекте между Садовой и Суворова построили двухэтажное здание в старом стиле. «Не то, которое там стояло, конечно, но все равно стиль соблюден. Или на Красноармейской, напротив кинотеатра „Большой“, построили большой паб в том же стиле», — привел он пример.

Он считает, что важно сохранить этажность и архитектурный облик Ростова, который является очень своеобразным. «И нельзя уничтожать его, особенно так, как мы проводим в последнее время капремонты. Например, перед Чемпионатом мира был сделан капремонт трех домов на Седова. Хорошо все сделали, но кирпичное здание почему-то загнали в штукатурку короед. Нет бы покрыть старый кирпич лаком, чтобы он радовал глаз. Или здание того же банка: все хорошо, но почему байрамикс на фасаде — не понять. И все исторические здания страдают от того же», — рассказал Котляров.

Построить на развалинах новый мир, такой же

Депутат считает, что старый Ростов нужно сохранить в том виде, который есть. «У нас по своему конструктиву здания старого Ростова делятся на чисто каменные и те, где есть сборный каркас (деревянный, а облицовка — каменная). Абсолютно каменные нам стоит сохранить, здания с деревянным каркасом — снести и создать так называемые реплики. То есть выстроить конструктив из новых материалов, а внешний вид оставить прежним», — пояснил депутат. Собеседник добавил, что для этого стоит использовать старые фотографии и чертежи.

Он отметил, что всегда дешевле снести и построить новое, чем реставрировать старое. «Поэтому если это не памятник архитектуры, если оно не представляет историческую ценность — а таких зданий в старом фонде 80%, то их желательно снести и отстроить в прежнем виде. Как, например, банк на Большой Садовой, напротив управления внутренних дел на Халтуринском или дом на пересечении Крепостного и Большой Садовой. А вообще, вся Садовая. После войны фасады воссоздавали заново, то есть опыт в городе есть», — сообщил Котляров.

Он полагает, что нужно занять позицию властям и закрыть центр для новой застройки вообще. «А то бизнес любит доводить здания до аварийного состояния, потом его сносить, а на его месте возводить 22 этажа», — считает депутат. Он отметил, что в переулке Малом, например, на месте недостроя стояло четыре здания. «И их можно восстановить по старым чертежам. Если там это нельзя построить, то можно разбить сквер, думаю, что жители переулка будут рады», — заключил депутат.

Привлекать инвесторов

Депутат гордумы Ростова от «Единой России» Сергей Смирнов отметил, что есть четкое деление на здания, которые являются исторической ценностью (объекты культурного наследия) и которые ей не являются. «Первые сносить не нужно, их надо реконструировать. Единственное, как бизнесмен могу сказать, что не за счет городского бюджета, а за средства инвесторов, которые могут это делать по различным вариантам. Допустим, по концессионным соглашениям восстанавливать, а потом эксплуатировать. Иначе здания опять будут приходить в негодность», — сообщил он. Смирнов пояснил, что сейчас таких проектов, к сожалению, нет.

«Если вы обратили внимание, то в своей программе работы в городе тот же самый Алексей Логвиненко, текущий глава администрации, акцентировал внимание на том, что нужно гораздо плотнее работать с инвесторами, а не вешать все на городской бюджет. Это неправильно, и этого нигде нет в мире, только в России происходит. Поэтому я надеюсь, что если он станет сити-менеджером 22 октября, то как человек из бизнеса (он все-таки отработал топ-менеджером в бизнес-сфере много лет) начнет наши активы непрофильные городские сдавать инвесторам по различным программам, в частности концессии», — сообщил депутат.

Собеседник отметил, что в остальном облик старого Ростова должен сохраняться в своем историческом виде. «Поэтому даже если будет идти речь о сносе зданий, признанных аварийными, то их необходимо восстанавливать или строить на их месте другие, но более обновленные, но в том же архитектурном стиле», — заключил депутат.

Принудительный снос

Но при строительстве в центре возникает новая проблема — появляются жители, которые хотят за свою собственность выше рыночной цены.

«То, что попадает по генплану в дорожную сеть, будет принудительно выкуплено по рыночной стоимости. Люди там хотят по две-три цены, но их хотелки не будут учитываться», — сообщил Анатолий Котляров. Он отметил, что, как правило, дома, признанные аварийными, расселяются по социальным нормам. «Чтобы кто-то не хотел выезжать… все равно находятся какие-то компромиссы, какие-то точки соприкосновения, поэтому массовости в завышении цен нет», — считает он.

Смирнов же сообщил, что как только кто-то предлагает что-то построить, сразу появляются люди, которые хотят «за это что-то в восемь раз больше, чем это на самом деле стоит». «Это одна из проблем, с которой сталкиваются инвесторы. Эту проблему никак не решить, это только лишь осознанность людей, которые живут в этих зданиях и которые должны понимать, что из-за них страдает не только они сами, не только инвестор, но и их соседи. То есть это уже уровень осознанности гражданского общества и степень адекватности человека», — считает депутат.

"