Posted 22 февраля 2020,, 06:30

Published 22 февраля 2020,, 06:30

Modified 11 сентября 2022,, 09:27

Updated 11 сентября 2022,, 09:27

Обещанного 30 лет ждут: построят ли долгожданный «эвакуационный» мост в Волгодонске

22 февраля 2020, 06:30
Третий мост через залив Цимлянского водохранилища в Волгодонске, необходимый в случае ЧП на Ростовской атомной электростанции, наконец-то начали строить. Сдача объекта за восемь миллиардов рублей планируется в 2024 году.

Почему некоторые эксперты сомневаются в положительном исходе этого «мега-проекта», разбирался журналист RostovGazeta.

Цена контракта

Третий мост в Волгодонске - нужен, «как воздух». Ведь в случае аварии на атомной электростанции (АЭС), которая находится в 13-ти километрах от города, спасать людей никто не сможет. В этом честно признавались сотрудники МЧС, есть официальный документ, подтверждающий неспособность ведомств в положенные сроки эвакуировать население. Об этом ранее подробно рассказали специалисты RostovGazeta.

Более 30 лет с момента строительства АЭС чиновники Волгодонска и Ростовской области говорят о необходимости стройки моста через Сухо-Соленовскую балку.

Эпопею с этим сооружением помнит во всех деталях председатель Общественной палаты Волгодонска Виктор Стадников. По его словам, денег, предусмотренных на этот мост, может не хватить подрядчику.

«В первом генплане города Волгодонска мост через Сухо-Соленовскую балку был заложен. В конце 80-х годов сваи для этого моста «забили», котлован вырыли и оставили. Когда только начинали строить, стоимость оценили в один миллиард, потом четыре, затем шесть. А сейчас по проекту этот мост стоит уже около восьми млрд рублей. Но проект «сырой», он еще будет, скорее всего, корректироваться», - комментирует Стадников.

Летом прошлого года подрядчику выделили всего 150 миллионов рублей и поэтому спикер сомневается в планах выполнения заказа.

Протяженность моста составит 3,8 километров, предусмотрено четырехполосное движение, он будет оснащен тротуаром для пешеходов и велодорожкой.

«В проект входят две эстакады. Начинаться мост будет от пр. Лазоревого, а затем через Сухо-Соленовский залив выйдет в район железнодорожных путей ВКДП, на пересечении с которыми предусмотрено устройство разноуровневой транспортной развязки. И это только первый отрезок моста длиной 1,97 километра. Второй участок в 1,8 километра – трасса от транспортной развязки в направлении железнодорожного пути речного порта со строительством эстакады», - говорится на сайте Администрации Волгодонска.

Проект мостового перехода был разработан еще в 2013 году. Тогда же бывший мэр Волгодонска Виктор Фирсов выступал перед членами партии «Единая Россия» на предварительном внутрипартийном голосовании по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами на выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области пятого созыва со смелым предположением: «Деньги на проектирование выделили, а на строительство - нет. Давайте пустим деньги на расширение путепровода. Поступила бумага из Минтранса России, где сказано, что по поручению Путина деньги вам на мост наверно все же выделят. Ну, хлопать будем после того, как построим», - говорил Фирсов.

Однако, мост через Керченский пролив «помешал» строительству перехода в Волгодонске. Об этом прямо говорили чиновники - «все деньги ушли на Крымский мост - Волгодонск подождет».

Перевести «мечты в реальную плоскость удалось только сейчас. Глава администрации Волгодонска Виктор Мельников добился того, чтобы проблема города попала в повестку Правительства страны, и взялся за реализацию проекта двадцатилетия», - говорится в пресс-релизе горадминистрации Волгодонска.

Госконтракт на строительство важного объекта, как не странно, выиграла ростовская компания АО «Ростовавтомост». Многие эксперты радуются тому, что именно местная фирма будет реализовывать этот проект, так как «московские могли бы все деньги украсть и ничего не построить».

Общая сумма госконтракта составила 7,8 миллиардов рублей, но как признавался нынешний глава Волгодонска Виктор Мельников, спокоен он будет, «лишь когда строка о финансировании этого проекта будет внесена в федеральный бюджет на ближайшие годы».

Деньги на строительство моста были заложены в бюджет 18 февраля, об этом сказал сам Мельников на заседании коллегии. Речь идет о 8,5 миллиардов рублей.

По графику, который расписан в госконтракте, в текущем году на стройку моста направят миллиард рублей, в 2021 году - 2,2 млрд рублей, через год еще 5,1 млрд рублей. Остаток суммы планируется «дослать» подрядчику до 2024 года.

Поговорить с журналистом RostovGazeta насчет сроков и финансирования грандиозной стройки у заместителя главы Волгодонска по строительству Юрия Забазнова не хватило времени. Либо чиновник находился «на совещании», «на выезде» или «в командировке».

Все идет по плану

Генеральный директор «Ростовавтомоста» Владимир Домницкий, который и выиграл подряд на строительство третьего моста в Волгодонске, развеял все сомнения насчет недофинансирования объекта.

«Ждем подтверждения из Москвы. Сейчас полностью работаем. Выделили в прошлом году 150 миллионов, в этом году уже 100 миллионов есть. Уже подписаны документы и ждем остальных 800 миллионов рублей. В Москве подпишут и будет подтверждение, тогда деньги поступят», - комментирует Домницкий.

Насчет наносимого вреда природе в связи со строительством перехода, подрядчик говорит, что все разрешения на работу в воде, а также с зелеными насаждениями - есть. Все будет компенсироваться в денежном эквиваленте.

«Даже если все деньги (8 млрд рублей) выделят за один год, нет возможности построить мост в течение одного года. Проект будет реализован за четыре года. Технологически это невозможно сделать, есть такие виды работ, к примеру, бетон должен набрать прочность. Для этого время нужно. Там километровый мост, и это невозможно», - говорит Домницкий.

Гарантийный срок у третьего моста, судя по смете, составляет 8 лет. Если в течение этих лет, после сдачи объекта, на переходе появятся какие-то повреждения, подрядчик будет устранять их за свой счет. А далее в госзакупках появится еще один тендер на содержание перехода, который выиграет другая организация. Ранее «Ростовавтомост» успешно реализовал уже подобные объекты (мост через реку Маныч в Багаевском районе, мост через реку Белая Калитва, через реку Дон на автодороге "Морозовск-Волгодонск" и другие) и никаких особенностей или проблем со стройкой третьего моста в Волгодонске, гендиректор компании не видит.

Сейчас на месте стройки моста в Волгодонске, по словам Домницкого, задействованы около 100 человек и 20 единиц техники. Так как разработка рабочей документации все еще продолжается, техника в полном объеме не задействована на стройке, объяснил подрядчик.

Помешать строительству третьего моста ничего не может, кроме отказа в финансировании со стороны Федерации. И такое возможно.

Все зависит от нефти и воровства

Известный в Волгодонске общественник Николай Жилкин сомневается в бесперебойном финансировании строительства третьего моста. Хотя он очень рад тому, что «дело с мертвой точки сдвинулось».

«Деньги на подготовительные работы выделены. Ориентир, что на 2020 год деньги заложены. Работа пошла. Лет семь при разных главах администрации говорили об этом. Основная проблема - финансирование. Нам удалось донести до Федерации, что у Волгодонска особый статус - в черте города реактор расположен, в случае ЧС на АЭС, спасатели не справятся с эвакуацией населения. И это был основной момент воздействия на Федерацию. Крупные проблемы, которые помешают финансированию строительства этого объекта, кризис. Экономисты говорят, что мировая экономика в нестабильном состоянии находится, и в ближайшие годы будет очередное обострение», - говорит Жилкин.

Также среди главных проблем, из-за чего могут «приостановить» финансирование стройки моста - изменение цены на нефть и «новые» санкции США в отношении нашей страны. Да и в самой России, как отмечает грустно спикер, экономика почти не развивается.

Депутат Законодательного Собрания Ростовской области Евгений Федяев полагает, что стройке моста может помещать «коррупция на местах».

«Строительство третьего моста через залив — это прекрасная новость, крайне необходимая часть инфраструктуры города. Главное, чтобы темпы и цена его строительства соответствовали обещаниям, которые власти Волгодонска раздают жителям направо и налево на протяжении многих лет, мало что из этого выполнив. А уж с учётом количества коррупционеров в верхах Донской власти (напомню, Ростовская область является лидером в России по количеству коррупционных преступлений на душу населения) то вероятность превращения проекта в очередной долгострой крайне высока», - говорит Федяев.

Однако, депутат добавил, что верит в положительный исход строительства лишь при наличии людей «компетентных и заинтересованных в развитии Донского края, а не собственных кошельков».

«Предполагаю, что для ряда высокопоставленных чиновников строительство моста за 8 млрд может стать лишь очередной «кормушкой» и данный проект в результате может стать в одном ряду с Зенит-Ареной и космодромом Восточный, став очередным памятником коррупции, которая расплодилась в Донском крае», - считает Федяев.

Представители МЧС говорят, что эвакуировать людей быстро невозможно по разным причинам. Почему Волгодонск не готов к возникновению ЧС на Ростовской атомной электростанции, если этот объект априори не может быть безопасным?

"